Разговорный стиль
1.переделать текст в диалог
1.
Решение о выборе профессии каждый человек должен принять самостоятельно. Но это
не значит, что родители могут оставаться в стороне. Именно они в состоянии
сделать самое важное – обеспечить ребенку всю широту выбора. Так что не так уж
не правы те беспокойные мамы, папы и бабушки, которые с малых лет водят детей
по кружкам и секциям, поощряя их в самых разных областях.
Конечно, во всем нужна мера, и главное –
не переборщить. Прекрасно, если какое-то хобби, не будучи навязанным насильно,
увлечет ребенка настолько, что в будущем перерастет в профессию без всякого
родительского давления (Из газет).
2.Ещё один пример — отрывок из письма. прочитать.
Доказать,что это разговорный стиль
Стыдно,
жёнка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и
оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущён, что
не знал, что и подумать. Письмо твоё успокоило меня, но не утешило. Описание
вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за
охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актёров,
скверно играющих старую, скверную оперу? <…> Просил я тебя по
Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.
3.перестроить диалог в текст публицистического стиля
2. – Татьяна, вы сейчас в затруднительном
положении. Ведь решение о выборе профессии каждый человек должен принимать самостоятельно.
–
Да, это очень сложное решение, но в этом мне помогают мои родители. Я считаю,
что родители не должны оставаться в стороне в такой ответственный момент моей
жизни. Родители должны с детства обеспечить ребенку всю широту выбора.
–
И значит, не так уж и не правы те мамы, папы и бабушки, которые с малых лет
водят детей по кружкам, секциям, поощряя их занятия?
–
Вы правы, но во всем нужна мера.
–
В каком плане именно?
–
Я имею в виду, что какое-нибудь хобби ребенка увлечет его настолько, что станет
его профессией, без всякого родительского давления.
–
Спасибо за беседу, желаю удачи.
4.Исключите
из текста просторечные обороты, слова. Постройте высказывание в нейтральном
стиле литературного языка.
Ботвинья – это кушанье такое. Свеклину
хряпу изрубить, добавить свеклу саму, все это испарить в печке. Добавить
постного масла, а если есть сметана, то и сметаны (НОС).
5.Отметьте
в тексте просторечные варианты: фонетические, словообразовательные,
лексические, фразеологические, морфологические. Замените их синонимами
современного литературного языка.
А я просто радый за тебя, пришел от души
поздравить. Дядя его правда повидал всякого: две войны отломал. Само собой,
гоняли на работу, а работать приходилось с ихним же рядом. Работать по-нашенски
– чертоломить – он тоже будет. А у нас ведь как: живут рядом, никаких условиев
особых нету. Они как раз родня с Климкой-то Стебуновым, они же братья сродные!
Аж слеза прошибает иной раз: до того работает, сердешный, до того вкалывает…
весь черный (В. Шукшин).
6.Продолжите
диалог в разговорном стиле речи, употребляя фразеологизмы: засучив рукава, и в
хвост и в гриву, как у Христа за пазухой, на седьмом небе.
–
Ну-ка, повеселее, нечего вешать нос! – выкрикнул кто-то.
7..
Определите
стиль текста. Напишите высказывание в разговорном стиле.
Умерьте
свой аппетит! Вам кажется, что это невозможно, однако наш желудок обладает
способностью сужаться и расширяться. Недаром говорится: «Чем больше ешь, тем
больше хочется».
8.
Определите
стиль текста, передайте это же содержание в официально-деловом стиле.
–
Зовет Павел-то в Москву погостить. Прямо не знаю, что делать. Прямо ума не
приложу. «Приезжай, говорит, мама, шибко я по тебе соскучился» (по В. Шукшину).
br>
���H
Сервис, ксерокс, принтер,
Блейзер, сканнер, спринтер,
Фьючерс, дайджест, рейтинг,
Имидж, спонсор, серфинг,
Шоу, таймер, бизнес,
Брифинг, картридж, клиринг,
Селинг, лизинг, дилинг,
Плоттер, триллер, дилер,
Пейджер, рэкет, киллер…
Нет от них покоя мне
Наяву, да и во сне,
И никак я не пойму,
Что к чему и почему…
Все знают, глупость бесконечна.
Как мед незаменим для мух,
Так иностранное словечко
Порой весьма ласкает слух.
Не так вкусна сосиска в тесте,
Как обожаемый хот-дог.
– Как вы относитесь к иноязычной
лексике?
Прайс-лист – прейскурант,
Бейби – малыш,
Презент – подарок,
Суперстар – звезда,
Бойфренд – друг, возлюбленный,
Имидж – образ,
Постер – плакат,
Уикэнд – выходные дни,
Фешенебельный – модный,
Юзер – пользователь,
Лузер – неудачник,
Клевый – от clever умный,
Хаер – волосы,
Шузы – ботинки,
Перенсы – родители,
Фейс – лицо,
Холидей – каникулы,
Боты – сапоги,
Драйв – энергетик
– Определённый процент иностранных слов врастает в язык. И
как правильно заметил А.Н.Толстой, " не нужно от них открещиваться, но
не нужно ими и злоупотреблять. Лучше говорить лифт, чем самоподымальщик, или
телефон, чем дальнеразговория.”
– Безусловно, в самих
заимствованиях нет ничего плохого. Без них невозможно представить речь
современного человека. Однако значение этих слов должно быть понятно как
говорящему, так и слушающему, а их употребление – уместно и оправданно. Умение
правильно использовать иноземные слова свидетельствует об уважении говорящего к
своему языку, к самому себе. Мода на престижные заимствованные слова
оборачивается засорением языка и, как следствие, засорением сознания.
Прислушаемся к некоторым
предложениям! Найдём примеры засорения языка и скажем проще и лучше.
На экране (бланке с заданиями) вы
видите предложения, которые вам нужно отредактировать. Те английские слова,
использование которых, по вашему мнению, неуместно, замените русскими
синонимами.
- Работая
на компьютере, я с подругой каждый вечер выхожу в Интернет. +
- Мама
получила замечательный презент (подарок) на день рождения! -
- Мой
брат любит слушать джаз. +
- После
ланча я вышла на улицу. +/-
- Мой бой-френд
(друг) такой клевый (умный)! -
- Маме
подарили миксер. +
- Раскованная
походка и независимый взгляд – необходимое условие для тинейджера
начала 21 века. +/-
- В
моей комнате много постеров (плакатов) с фотографиями суперстар
(звезд кино, эстрады). –
- На
авторадио каждый вечер можно услышать хиты 90-х.+
Сегодня на экраны кинотеатров выходит один из блокбастеров
года – фильм "Аватар”– 8.Рефлексия.Какая тема сегодняшнего урока?
– Какие слова называются
заимствованными?
– Узнали вы сегодня на уроке для
себя что-то новое?
– О чем заставил задуматься урок?
– Учёные считают, что если
заимствованная лексика превышает 2-3%, то возможно скорое исчезновение языка.
Количество заимствований в русском языке уже превышает 10%! Есть повод
задуматься, не правда ли?
– Стараясь копировать чужие
образцы, мы теряем свою самобытность, родной язык, культуру. Всё-таки там, где
можно обойтись средствами родного языка, давайте не будем отдавать дань моде
жить и мыслить по-американски.
|