Вторник, 14.05.2024, 14:26
Сайт преподавателя литературы Ситчихиной Елены Михайловны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [21]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

урок по творчеству Д.Рубиной
15.01.2013, 17:09

                               Открытый урок по литературе

Цели: 1.создать ситуацию диалога, как основного элемента эффективного процесса

             обучения на уроках литературы;

            2.Познакомить с творчеством современной писательницы Дины Рубиной;

           3.Формировать умение ориентироваться в книжных новинках, выбирать из    них

         художественно состоятельные; повысить интерес к чтению современной литературы

           4.Совершенствовать навыки аналитического подхода к произведениям современной

            литературы; владеть диалогической ситуацией, свободно ориентироваться в тексте

             через анализ ключевых слов, одновременно выявляя тему, проблему, давать

            характеристику литературному герою, выводить свою концепцию, рефлектировать,

             творить, делать собственные умозаключения

           5.Вырабатывать свой нравственный стержень, свою жизненную концепцию в

             понимании как жить, ради чего жить. способствовать формированию духовного

           мира учащихся, их нравственно-духовному взрослению; (семейное воспитание на

          уроке);

 

При этом ученики выполняют различные роли:

  • Ученик- коллега ( теоретик- концептуалист);
  • Ученик- друг ( откровение)
  • Ученик- соратник (не безразличен к данной теме);

Ученик в поисках истины, чтобы дойти до предельного смысла.

Цель урока не разрешать проблему, углубить ее, учиться на ошибках.

 

Эпиграф :                                     «…каждый читает только то, что ему помогает жить и

                                                        дышать»Д.Рубина

тема «Жизнь для жизни мне дана»

Материал к уроку: текст произведения, листы с заданиями, презентация «Д.Рубина»,

                                  Тетради.

Ход урока:

 

этапы урока

деятельность учителя

деят-сть уч-ся

1

орг.момент

готовность к уроку

готовность к уроку

2

целеполагание и мотивация

мы продолжаем раздел «Современная литература».что такое?

 

Какими критериями выбора книги (в магазине, в библиотеке, в Интернете) вы будете руководствоваться?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обращение к эпиграфу:

В интервью Дина Рубина сказала: «…каждый читает только то, что ему помогает жить и дышать»

 

 

 

сегодня мне бы хотелось познакомить вас с современной писательницей Диной Рубиной и с одним из ее произведений.

 

 

 

отвечают на вопрос:

 

 

-красивая, яркая обложка;

         -интригующее название;

         -известный автор;

         -волнующая меня тема (историческая, тема любви, добра и зла и др.)

         -проблематика («отцы и дети», «любовь и ненависть», «добро и зло». «грех и расплата»);

         -чьи-то рекомендации;

          - другое

 

3

актуализация знаний

прочитайте текст на листах

здесь зашифрованы названия произведений,

не зная ничего о писательнице и о ее произведениях, попробуйте найти в тексте эти названия.

-кто же такая Дина Рубина?

просмотр презентации

(несколько слайдов)

 

 

читают текст

находят названия произведений

озвучивают

 

смотрят слайды

4

Первичное усвоение уч.инф-ии

ИТАК, ПЕРЕД НАМИ ПОВЕСТЬ ДИНЫ РУБИНОЙ «ДВОЙНАЯ ФАМИЛИЯ»

по ходу знакомства с произведением, я запишу на доске предложения, с  которыми вы в конце урока  поработаете.

цель : не разрешить проблему,а учиться на ошибках.

 

вспомнить лит.термины

завязка

кульминация

развязка

все произведение построено в форме диалога.

что такое диалог?

посмотрите на листах.

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Диалог- обмен суждениями, пояснение неясного в позиции другого, подтверждение или опровержение своей точки зрения и в целом- выход на качественно новый уровень осмысления обсуждаемой проблемы в результате своеобразного интегрирования представленных позиций.

 

Диалог- средство самопознания, восприятие МИРА, СЕБЯ, ДУХА, ОСОЗНАНИЕ НЕДОСТТОЧНОСТИ СОБСТВЕННОГО ВЗГЛЯДА.

Умение вести диалог- умение услышать других и себя, умение ЖИТЬ.

«Не оттого ли люди терпят неудачи в жизни, становятся невротиками, алкоголиками, наркоманами, самоубийцами и склонны к извращениям, что недостает чувства общности?

С природой, с людьми, с Богом, с собой. Можно научиться такому единению? И где же как не в школе необходимо сделать попытку научить такому общению с миром, чтобы не оказаться бездомным на планете людей, чтобы услышать других и себя. Наше неспокойное, кризисное время настойчиво требует диалога на тему «Жизнь для жизни мне дана»

 

- С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПОВЕСТЬ?

Диалог отца и сына, диалог представителей разных поколений.

1.ДИАЛОГ ОТЦА И СЫНА

-чтение 1отрывка

-обсуждение:

докажите, что это диалог

определите возраст мальчика

Есть ли между ними взаимопонимание?

  • Велика ли «пропасть», разделяющая их, их миропонимание, их мироощущение?

 

  • Что бы вы хотели спросить у сына?

 

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ- ОТЕЦ. СИЛЬНАЯ ВОЛЕВАЯ ЛИЧНОСТЬ, НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ПОВЕСТИ ОН ВЕДЕТ ДИАЛОГ С САМИМ СОБОЙ.

 

2.ДИАЛОГ С САМИМ СОБОЙ

текст 2

( анализ внутреннего монолога главного героя, отца)

 

  • Чтобы вы хотели спросить у отца?

кто герои этого произведения(нарисуйте треугольник:кого поставите в центр?

 

 

3.ДИАЛОГ С ЖЕНЩИНОЙ

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ

ТЕКСТ 3

о чем узнал герой?

4.диалог с самим собой

-как повел себя герой?

 

-ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ СПРОСИТЬ У ЖЕНЩИНЫ?

 

 

 

 

СЕМЬЯ ОКАЗАЛОСЬ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ. СЕМЬЯ НА ГРАНИ РАЗВАЛА, РАСПАДА.

Григорий не раз собирался уходить,но боялся оставить сына….

 

5. ДИАЛОГ МУЖА И ЖЕНЫ

просмотр фрагмента из фильма по книге

Мучительное  существование друг с другом.

 

Вывод: Муж и жена убивают друг друга, «боясь … ранить». Желание сделать друг другу больно. Несчастные люди.

Женщина уже не  надеется на прощение,  ощущение «паршивой собаки», «Уеду, пусть тебе будет больно».  (Чтение монолога «Я не забуду, я никогда не забуду…» стр. 198 ).

-каково состояние женщины?

 

ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ СПРОСИТЬ У ЖЕНЫ?

6.развязка

 

ДИАЛОГ УЧИТЕЛЯ-УЧЕНИКА-РОДИТЕЛЯ.

  • Кто виноват?
  • Могло ли все сложиться по- другому?
  • Действительно ли так-  «Жизнь штука страшная»?

посмотрите фрагмент из фильма по этой повести

прочитайте финал. есть ли разница?

кто понял , почему?

можем изменить рисунок?

кто отец, кто отчим?

  • Можно ли назвать финал повести возмездием для главного героя?

что бы вы хотели спросить у героев повести?

В чём смысл и цель существования человека по повести Д.Рубиной?

А нам остается постигать жизнь, проникать в ее глубины, и делать счастливыми тех, кто с нами рядом.

 

ЧТО  ответили ваши родители на вопросы?

  • Что значит понять и простить?
  • Жалеют ли они себя?
  • Виноваты ли родители в неудачах собственных детей?
  • Мой дом- моя крепость, или крепость лжи?

 

YII. КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЬИ

Вывод: К жизни нужно относиться вдумчиво, осторожно, тогда поймешь ее смысл. Именно сегодня, когда вы находитесь на рубеже отрочества с юностью, нужно понимать значение этих слов. Трудно ли быть человеком; что нужно для того, чтобы быть «человеком с душой», ведь именно он сможет мир сохранит целым и передать культурное наследие потомкам.

Человеком можно стать в том случае, когда научишься повелевать собой: своими мыслями, поступками, словами,- а это очень сложно. Но зато, когда научишься делать это, ты получишь огромную власть над собой.

 

 

(Монолог- исследование. Ревина А.)

 

Назначение человека- приносить счастье другим людям и быть счастливым, несмотря на трудности. (В.Короленко)

 

В жизнь нужно входить не веселым гулякою… а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный тайны. (В. Вересаев).

 

Если человек преодолел обычность, если он увидел в буднях чудо,- он уже совершил подвиг.

 

Повелевать собою-  великая власть (Сенека)

 

Вместе с любовью приходит и ненависть, вместе с неистовым желанием братства с окружающим миром- горькое чувство одиночества.

(Б.Пастернак)

-ОБОСНУЙТЕ СВОЙ ВЫБОР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

читают сам-но

доказывают что это диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

читают текст2

 

 

 

 

 

рисуют треугольник

 

 

 

читают по ролям

 

 

 

 

 

 

слушают

 

 

 

 

 

 

 

рисуют треугольник

 

 

 

 

 

 

читает ученик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обсуждают

 

 

читаю я

 

просмотр

 

чтение

 

обдумывание

 

 

 

задают вопросы

 

рассуждают

 

сам.чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассуждают

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

д.з.

 

 

 

 

рефлексия

1. Только что прочитано...

2. Что открыла мне повесть Д.Рубиной.

3. Самая яркая страница...

4. Искусство контраста в повести Д.Рубиной.

5. Художественные детали в повести Д.Рубиной.

я поняла…

рассказ «Двойная фамилия» заставляет…

смысл жизни…..

вернемся к теме урока : согласны ли вы ,что жизнь дана …..?

читайте современную литературу?

 

 

выбирают предложение

 

 

Вспоминая прошедшее. Крутится пленка моей жизни. Камера наезжает все ближе, и из тумана детских лет выступают лица…Вот Любка, кажется, у нее была какая-то необычная двойная фамилия. А  вот цыганка, да-да, это было здесь, на Верхней Масловке, она стояла на солнечной стороне улицы и смотрела на ярко освещенные окна какого-то синдиката.

«Какая в этом году холодная осень в Провансе»,-слышу я французскую речь, а вот это по-немецки : «Их бин нервосо». А вот какой-то испанец с жаром рассказывает, как последний кабан из лесов Понтеведры в очередной раз ушел от охотников. Как ни странно, я почему-то все понимаю. А-а, наверное, так и совершается астральный полет души…На уроках физики мы шептались об этом с подругой.

 

В чём смысл и цель существования человека по повести Д.Рубиной?

А нам остается постигать жизнь, проникать в ее глубины, и делать счастливыми тех, кто с нами рядом.

 

ЧТО  ответили бы ваши родители на вопросы?

  • Что значит понять и простить?
  • Жалеют ли они себя?
  • Виноваты ли родители в неудачах собственных детей?
  • Мой дом- моя крепость, или крепость лжи?

 

На данном уроке ИКТ используется на 2 этапах:

1.Просмотр презентации «Д.Рубина» на этапе актуализации знаний, когда обучающиеся знакомятся с творчеством писательницы.

2.Просмотр фрагмента «Объяснение главных героев в создавшейся ситуации в жизни»

Категория: Мои файлы | Добавил: Алексей
Просмотров: 1685 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz