ИТАК, ПЕРЕД НАМИ ПОВЕСТЬ
ДИНЫ РУБИНОЙ «ДВОЙНАЯ ФАМИЛИЯ»
по ходу знакомства с произведением, я запишу на доске
предложения, с которыми вы в конце
урока поработаете.
цель : не разрешить проблему,а учиться на ошибках.
вспомнить
лит.термины
завязка
кульминация
развязка
все произведение построено в форме диалога.
что такое диалог?
посмотрите на листах.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Диалог- обмен суждениями, пояснение неясного в позиции
другого, подтверждение или опровержение своей точки зрения и в целом- выход
на качественно новый уровень осмысления обсуждаемой проблемы в результате
своеобразного интегрирования представленных позиций.
Диалог- средство самопознания, восприятие МИРА, СЕБЯ,
ДУХА, ОСОЗНАНИЕ НЕДОСТТОЧНОСТИ СОБСТВЕННОГО ВЗГЛЯДА.
Умение вести диалог- умение услышать других и себя, умение
ЖИТЬ.
«Не оттого ли люди терпят неудачи в жизни, становятся
невротиками, алкоголиками, наркоманами, самоубийцами и склонны к извращениям,
что недостает чувства общности?
С природой, с людьми, с Богом, с собой. Можно научиться
такому единению? И где же как не в школе необходимо сделать попытку научить
такому общению с миром, чтобы не оказаться бездомным на планете людей, чтобы
услышать других и себя. Наше неспокойное, кризисное время настойчиво требует
диалога на тему «Жизнь для жизни мне
дана»
- С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПОВЕСТЬ?
Диалог отца и сына, диалог представителей разных поколений.
1.ДИАЛОГ ОТЦА И
СЫНА
-чтение 1отрывка
-обсуждение:
докажите, что это диалог
определите возраст мальчика
Есть ли между ними взаимопонимание?
- Велика
ли «пропасть», разделяющая их, их миропонимание, их мироощущение?
- Что
бы вы хотели спросить у сына?
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ-
ОТЕЦ. СИЛЬНАЯ ВОЛЕВАЯ ЛИЧНОСТЬ, НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ПОВЕСТИ ОН ВЕДЕТ ДИАЛОГ С
САМИМ СОБОЙ.
2.ДИАЛОГ С САМИМ
СОБОЙ
текст 2
( анализ внутреннего монолога главного героя, отца)
- Чтобы
вы хотели спросить у отца?
кто герои этого
произведения(нарисуйте треугольник:кого
поставите в центр?
3.ДИАЛОГ С ЖЕНЩИНОЙ
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ
ТЕКСТ 3
о чем узнал герой?
4.диалог с самим собой
-как повел себя герой?
-ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ СПРОСИТЬ У ЖЕНЩИНЫ?
СЕМЬЯ ОКАЗАЛОСЬ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ. СЕМЬЯ НА
ГРАНИ РАЗВАЛА, РАСПАДА.
Григорий не раз собирался уходить,но боялся оставить
сына….
5. ДИАЛОГ МУЖА И
ЖЕНЫ
просмотр фрагмента
из фильма по книге
Мучительное
существование друг с другом.
Вывод: Муж и
жена убивают друг друга, «боясь … ранить». Желание сделать друг другу больно.
Несчастные люди.
Женщина уже не
надеется на прощение, ощущение
«паршивой собаки», «Уеду, пусть тебе будет больно». (Чтение монолога «Я не забуду, я никогда не
забуду…» стр. 198 ).
-каково состояние женщины?
ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ СПРОСИТЬ У ЖЕНЫ?
6.развязка
ДИАЛОГ
УЧИТЕЛЯ-УЧЕНИКА-РОДИТЕЛЯ.
- Кто
виноват?
- Могло
ли все сложиться по- другому?
- Действительно
ли так- «Жизнь штука страшная»?
посмотрите фрагмент из фильма
по этой повести
прочитайте финал. есть ли разница?
кто понял , почему?
можем изменить рисунок?
кто отец, кто отчим?
- Можно
ли назвать финал повести возмездием для главного героя?
что бы вы хотели спросить у
героев повести?
В чём смысл и цель существования человека по повести
Д.Рубиной?
А нам остается постигать жизнь, проникать в ее глубины, и делать
счастливыми тех, кто с нами рядом.
ЧТО ответили ваши
родители на вопросы?
- Что
значит понять и простить?
- Жалеют
ли они себя?
- Виноваты
ли родители в неудачах собственных детей?
- Мой
дом- моя крепость, или крепость лжи?
YII. КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ СЧАСТЛИВОЙ
СЕМЬИ
Вывод: К жизни
нужно относиться вдумчиво, осторожно, тогда поймешь ее смысл. Именно сегодня,
когда вы находитесь на рубеже отрочества с юностью, нужно понимать значение
этих слов. Трудно ли быть человеком; что нужно для того, чтобы быть
«человеком с душой», ведь именно он сможет мир сохранит целым и передать
культурное наследие потомкам.
Человеком можно стать в том случае, когда научишься
повелевать собой: своими мыслями, поступками, словами,- а это очень сложно.
Но зато, когда научишься делать это, ты получишь огромную власть над собой.
(Монолог- исследование. Ревина А.)
Назначение человека-
приносить счастье другим людям и быть счастливым, несмотря на трудности.
(В.Короленко)
В жизнь нужно входить
не веселым гулякою… а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный
тайны. (В. Вересаев).
Если человек
преодолел обычность, если он увидел в буднях чудо,- он уже совершил подвиг.
Повелевать
собою- великая власть (Сенека)
Вместе с любовью
приходит и ненависть, вместе с неистовым желанием братства с окружающим
миром- горькое чувство одиночества.
(Б.Пастернак)
-ОБОСНУЙТЕ СВОЙ ВЫБОР.
|