Среда, 15.05.2024, 00:34
Сайт преподавателя литературы Ситчихиной Елены Михайловны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [21]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

разработка урока по роману "Тихий Дон"
[ Скачать с сервера (52.5 Kb) ] 16.10.2013, 11:55

Урок- семинар по роману М.Шолохова «Тихий Дон»

                        По следам телевизионных передач. (Обобщающий урок)

Цели: 1.обобщить знания обучающихся по роману;

           2. уметь рассуждать, высказывать свое мнение, ориентироваться в произведении,

               сопоставлять события, семьи в романе, героев.

            3. вынесли с урока глубокие раздумья не только по поводу содержания романа, но

                и раздумья над смыслом своей, прежде всего, жизни.

 

Материал к уроку: тексты романа, критический материал по творчеству Шолохова, записи в тетрадях, презентации.

 

Методические приемы: тестирование, работа в группе, анализ эпизодов, повторение теории литературы, межпредметные связи с информатикой и историей.

1.Орг.момент.

2.Актуализация знаний

Здравствуйте, ребята. Мы с вами закончили изучать замечательное произведение М.А. Шолохова «Тихий Дон». К сегодняшнему семинару мы готовились в процессе нескольких уроков,

Мне очень хотелось бы, чтобы вы раскрылись на нем, не побоялись бы этого, чтобы вы сегодня были бы друг для друга интересными собеседниками и вынесли с урока глубокие раздумья не только по поводу содержания романа, но и раздумья над смыслом своей, прежде всего, жизни.

 

Викторина «О ком из героев романа эти строки?»

Учитель читает строки из романа, уч-ся пишут ответ на листах или в тетради.

(см.приложение1)

 

2.Обобщение и систематизация знаний.

Обучающимся предлагается по названию ТВ-передачи вспомнить события, эпизоды из романа (использует произведение)

-зачитать отрывки из произведения,

-представить картинки, фото семьи, одежды

 

По ходу урока заполняется таблица

 

Название передачи

Факты, события, эпизоды

Доброе утро

 

Пока все дома

 

Жить здорово

 

Модный приговор

 

Время обедать

 

Ты не поверишь

 

Большая семья

 

Понять, простить

 

Что делать?

 

Пока еще не поздно

 

О самом главном

 

Чужие тайны

 

Чрезвычайное происшествие

 

Сегодня

 

Как это было

 

Линия жизни

 

Тем временем..

 

Их нравы

 

Очная ставка

 

Чистосердечное призвание

 

 

Вывод: Родная земля, семья, собственный дом – вот те ценности, существованию которых человек обязан всем человеческим в себе. Мир людей и мир природы связаны нерасторжимо. Такова одна из главных идей, выраженных в шолоховской эпопее.

Мне хочется сказать вам слова благодарности за работу всех на этом уроке, за то, что вы умеете думать глубоко и тонко чувствовать.

 

4.Рефлексия.

Подчеркнуть запомнившуюся передачу

5.Д.з подготовиться к сочинению по роману «Тихий Дон»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение1

  1. Ей все казалось, что Григорий вернется к ней, сердцем ждала, исходила по ночам в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной, незаслуженной обидой.
  2. Пришла она к свекрам после долгих колебаний. Отец ее не пускал, покрикивал и стыдил, разубеждал, но ей неловко было после выздоровления глядеть на своих и чувствовать себя в родной, когда-то семье, почти чужой. Попытка самоубийства отдалила ее от родных.
  3. Задолго до света она затопила печь и к утру выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей.
  4. Уходя от черных мыслей, пытаясь заглушить сознание, не думать о том, что творилось вокруг и чему он был видным участником – начал пить. Потребность в пьянке стремительно вошли в привычку. Пил он много, но не перепивал через край, на ногах всегда был тверд.
  5. Она удивительно скоро оправилась после смерти Петра. Первое время тосковала, желтела от горя и даже будто истарилась. Но как только дунул вешний ветерок, едва лишь пригрело солнце – на щеках ее расцвел тонкий румянец, заблестели потускневшие глаза.
  6. Очнулся он в момент падения. Мощная волна сотрясенного разрывом воздуха далеко отбросила его от коня. Сверху черным дождем сыпались комки и крохи земли, вывернутые корневища трав.
  7. На пороге стояла она. Узкий белый лоб был влажен от пота, а на бледном лице с такой иступленной страстью горели злые глаза, что у Григория при взгляде на нее радостно вздрогнуло сердце.
  8. Бледная как смерть, она, хватаясь за перильце, тяжело всходила по крыльцу. Полный месяц ярко освещал ее осунувшееся лицо, ввалившиеся глаза, страдальчески изогнутые брови. Она шла, покачиваясь, как тяжело раненный зверь, и там, где ступала ее нога – оставалось темное кровяное пятно.
  9. Эта мудрая и мужественная старуха – с места не сдвинулась. Она знала, что такому горю словами не поможешь: знала и то, что лучше слезы, чем сухие глаза и твердо сжатые губы.
  10. Несколько дней бродил он по огромному лесу. Его мучил голод, но пойти куда-либо к жилью он не решался. Он утратил со смертью Аксиньи и разум и былую смелость. Треск поломанной ветки, шорох в густом лесу, крик ночной птицы – все повергло его в страх и смятение. Питался он недозрелыми ягодами клубники, какими-то крохотными грибами.
  11. Выдали ее за Степана семнадцати лет. Взяли с хутора Дубровка, с той стороны Дона, с песков. Года полтора не прощал ей обиду, пока не родился ребенок.
  12. Гришку он нашел в горнице, не говоря ни слова, достал его костылем вдоль спины. Григорий, изогнувшись, повис на отцовской руке. Старик разошелся не на шутку: поднес раз жене, опрокинул столик со швейной машиной, и, навоевавшись вдоволь, вылетел на баз.
  13. Она неотступно была в его мыслях: полузакрыв глаза, мысленно целовал ее, говорил ей откуда-то набредавшие на язык горячие и ласковые слова, потом отбрасывал это, вспоминал встречи.
  14. Пришел с игрищ после первых кочетов, на цыпочках прошел в горницу, разделся, бережно повесил праздничные, с лампасами, шаровары, перекрестился, лег. На сердце – сладостная пустота. Хорошо и бездумно.
  15. Она подпрыгивала на грядушке, счастливыми глазами разглядывала луг и встречавшихся по дороге людей. Лицо ее веселое, тронутое загаром и у переносицы веснушками….”
  16. По ночам, исступленно лаская мужа, думала она о другом, и плелась в душе ненависть с великой любовью. Шла баба на новое бесчестье, на прежний позор: решила отнять Гришку у счастливой, ни горя ни радости любовной, не видавшей Натальи.
  17. Он подошел к Дону против хутора Татарского, долго смотрел на родной двор…”

 

-проверка работы

Ответы: О ком из героев романа "Тихий Дон” эти строки?

  1. Наталья Мелехова(Коршунова)
  2. Наталья Мелехова
  3. Ильинична
  4. Григорий Мелехов
  5. Дарья Мелехова
  6. Григорий Мелехов
  7. Аксинья Астахова
  8. Наталья
  9. Ильинична
  10. Григорий
  11. Аксинья
  12. Пантелей Прокофьевич
  13. Аксинья
  14. Григорий
  15. Дуняшка Мелехова
  16. Аксинья
  17. Григорий

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Алексей
Просмотров: 3315 | Загрузок: 257 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz