Среда, 15.05.2024, 13:37
Сайт преподавателя литературы Ситчихиной Елены Михайловны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [17]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

эссе "Герцен в моей жизни"

Кировское областное государственное

                          образовательное автономное учреждение

                         среднего профессионального образования

                                    Вятский государственный

                            торгово-промышленный техникум

 

 

 

 

 

сочинение тему:

«А.И.Герцен в моей жизни», посвященный

 200-летию со дня рождения писателя.

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Подготовила:

                                                                              Ситчихина Елена Михайловна,

                                                                              преподаватель русского языка

                                                                              и литературы высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          г.Кирс 2012 год.

 

 

                                             «Без чтения нет настоящего образования, - говорил

                                             своему сыну А.И. Герцен, - нет и не может быть ни

                                              вкуса, ни многосторонней  шири понимания".

           Конкурс «Герцен в моей жизни»,  посвященный 20-летию со дня рождения писателя, вновь заставил меня, как преподавателя, как человека с нравственной позицией, человека с «литературным образованием» перечитать, пересмотреть, переосмыслить его жизненный, творческий путь, а главное- понять его произведения, потому что «…без чтения нет настоящего образования».

     Я родилась в Кировской области,  выросла и получила педагогическое образование,  в одном из образовательных учреждении области работаю преподавателем, и к своему стыду, (я знала, что Кировская областная научная библиотека носит имя А. И. Герцена,) не знала или может быть  из памяти выскользнуло то, что именно при непосредственном участии А. И. Герцена в 1837 г. была основана библиотека в г. Вятке, где он находился тогда в ссылке. На торжественном открытии А. И. Герцен произнес речь о значении книги и библиотеки в истории человеческой культуры…

   Много лет прошло с тех пор, как я, будучи школьницей, а затем студенткой филфака, изучала, читала произведения Герцена, но еще  тогда я понимала все его рассказы и повести немного по-другому, чем сейчас. Герцен в художественной прозе открылся для меня чем-то совершенно…необычным, не тем , каким я его представляла в школьные годы: сейчас я узнала его как человека с незаурядным умом, талантом, путешественником…Герцен  полностью погрузил меня при чтении своих произведений в размышления над чужими жизнями, историей судеб, несчастными и счастливыми любовными историями и многое другое.

    А.И.Герцен…писатель, философ, мыслитель….ничто не заставляло меня до сегодняшнего дня (как прочитала его произведения) изменить отношение к писателю. Сейчас я восхищена его произведениями (художественной прозой), мне хочется прочитать и вновь перечитать все то, что когда-то я воспринимала по-другому…

     В настоящее время Программа полного (среднего) образования по литературе исключает возможность познакомиться не только с биографическими сведениями А.И.Герцена, но и рассмотреть его произведения на самые злободневные вопросы. «Высказывались опасения, что его произведения будут непонятны будущим поколениям, но проза Герцена выдержала проверку временем….» и с уверенностью можно        оценить творчество Герцена как самобытное, своеобразное явление, а стиль написания произведений Герцена отличается от писателей того времени: в них сочетается и строгая реальность со слезами, и романтичность со смехом, добрые мечтания, вера в любовь, счастливую жизнь…Все его произведения философичны, заставляют задуматься, изменить жизнь, свое поведение и суждения о людях, с которыми сталкивает нас судьба. Почти что все произведения были как исповеди.

   Я заметила, насколько Герцен был человеком слушающим и умеющим слушать, (в рассказе «Скуки ради» он вслушивается в речи доктора), насколько доверяли ему встречные люди, насколько открыты были люди того времени. Всматриваясь в лица встречных людей, рисуя портреты своих героев, он улавливал не только «неисчерпаемое богатство оттенков и выражений», он умел «улавливать» в чужих речах главное, простые случаи из повседневной текущей жизни, а герои его произведений- простые люди,  со своими прихотями и капризами, эгоизмом, добротой или еще какими- то пороками, он сочувствовал им и жалел, по возможности помогал

В 1846 году Герцен пишет повесть «Доктор Крупов». Написанная в форме записок врача, повесть считается одним из самых оригинальных произведении писателя. С иронией автор рисует бытовые картины и обра­зы русских женщин. На каждом шагу он видит, как люди издерживают свою жизнь «в чаду безумия».

В 1 части (записке) герой увлеченно рассказывает о своем детстве и  приятеле Левке, который с рождения был необыкновенным. Он обладал безграничной преданностью, беспрерывным вниманием, привязанностью к другу…

Особенно меня поразили записки из 2 части о субъекте 29 –Матрена Бучкина. «Не видать, чтобы у нее была особенная нежность к мужу, но отношения их в высшей степени замечательны и драгоценны как патологический факт. Муж ..приходит к ней обыкновенно утром в воскресенье. Матрена покупает на последние деньги простого вина и печет пироги и блины. Часу в десятом муж ее напивается и тотчас начинает ее продолжительно бить; потом он впадает в летаргический сон до понедельника…». Когда ей советовали не покупать вина, основываясь на том, что оно имеет на него дурное влияние, «…больная весьма оскорбилась этим советом и возражала, что она не бесчестная какая-нибудь и не нищая, чтобы своему законному мужу не поднести стакан вина- свят день до обеда, она покупает вино на свои деньги, и что если муж ее колотит, так все же он богом данный ей муж…». Также советуют ей с ним не спорить, ведь он муж и глава, могла и смолчать, на что она отвечает: «Он злодей мне, а не муж, я ему не дура досталась молчать, когда он несет всякий вздор! Она сам приняла на себя труд избрать ей мужа, выбор пал на сапожника, она думала, что он остепенится, женившись….,конечно, не ее вина, что она ошиблась…

Не менее поучительна и вызывает осуждение история  воспитания детей Матрены.

«…Мать лечила сама и в медицинских убеждениях своих далеко расходилась со всеми врачами…

-Иногда она откачивала его так, как спасают утопленников..

-Мать начинала кормить его селедкой, капустой…

-Если же ребенок не выздоравливал, мать начинала  его бить, толкать, дергать, давала ему настойки или макового молока, и радовалась очевидной пользе от лекарства, когда ребенок впадал в тяжелое опьянение или в летаргический сон.

-Да, Матрена любила ребенка. Любовь ее к детям была совершенно вроде любви к мужу.

-Ребенок не выдержал воспитания и умер..»

Выводы доктора Крупова неутешительны:

«Люди окружены целой атмосферой, призрачной и одуряющей, всякий человек, с малых лет, при содействии родителей и семьи, приобщается мало-помалу к эпидемическому сумасшествию окружающей среды….»

А какой  замечательной мне показалась  повесть «Сорока-воров­ка».    Произведение повествует  нам и о творческих силах и талантливости русского народа, о его стремлении к раскрепощению, о прису­щем простому русскому человеку созна­нии личного достоинства и независимости.

Узнав о судьбе актрисы, рассказчик возмущается: «…Что за безумный, что за преступный человек сунул тебя на это поприще, не подумавши о судьбе твоей! Зачем разбудили тебя? Затем только, чтоб сообщить весть страшную, подавляющую? Спала бы  душа твоя в неразвитости, и великий талант, неизвестный тебе самой, не мучил бы тебя; может быть, подчас и поднималась бы сод дна твоей души непонятная грусть, зато она осталась бы непонятной…»

Актриса разочарована и в жизни, и в гибели своего таланта.

«Вспоминайте, что во мне….погибла великая русская актриса!..»

«Все кончено- и талант и жизнь…прощай, искусство, прощайте, увлечения на сцене!

Поживу еще года два с князевыми словами: «их бы вырезать на моей могиле»

 В этой повести я увидела, как Герцен много говорит о женщине, ее предназначении в жизни, обращает внимание на ее образование, духовное развитие. Ценности девушки как женщины, матери, друга, коллеги  в современном обществе …утеряны, понимаются по-другому.

«Славянская женщина…никогда не привыкнет…отдаваться глазам толпы….,ее место дома…Незамужняя- она дочь, дочь покорная ,безгласная; замужем- она покорная жена. Это естественное положение женщины в семье…..хранить чистоту нравов..»

«…Если женщина отлучена от половины наших интересов, занятий, удовольствий, так она вполовину менее развита и, вполовину менее нравственна.

«…У нас в образованных сословиях женщины несравненно выше своих мужей.

«Необразованная семья слишком неразвита, она- семья..» Эти высказывания заставляют задуматься о роли женщины в обществе.

        До глубины души поразил меня  рассказ «Елена» (к моему удивлению, он посвящен воспоминаниям Вятской жизни).

От прочитанного рассказа у меня осталось чувство глубокого восхищения от истории любви простой девушки к князю и разочарования от самолюбия героя (князя), от его предательства во имя блага своей жизни.. «.. Самолюбие, проклятое самолюбие- вот где начало всех гнусностей, а я виню их…..»

Князь понимает свою ошибку, но это было слишком поздно. «Я не испытал ничего подобного и благодарю за это бога. Теперь делать нечего, я готов все сделать, чтобы поправить, все возможное!

Человек мог любить и быть любимым, все зависело от него, он восклицает:

«Вся жизнь этой девушки- любовь ко мне, а я…я увлекся и опомнился слишком поздно…Я погибающий, искал спасителя, она явилась мне с любовью, с состраданием, и я полюбил ее…»

А сколько радости было у матери, воспитывающей младенца, вот он- идеал воспитания, любви к детям…

«..Темно-голубые глаза горели любовью,…во всем выражалась женщина любящая…Она беспрестанно вставала, то становилась на колени перед подушкой и молча смотрела на него с избытком чувства, возможным только матери, то прижимала его к груди, целовала ему ножки, ручки до того, что ребенок плакал, то пряталась от него и приходила в восторг, когда замечала, что он ищет ее, то говорила с ним, кокетничала перед ним и чуть не прыгала от радости, когда улыбался. Как счастлив должен быть отец этого ребенка!

Только та мать любит детей, которая страстно любила их отца; она в ребенке продолжает любить его, это-апофеоз любви их….»

А как радуется героиня встрече с любимым: «…Сегодня я тебя никак не ждала. На дворе такой холод, ты иззяб!- и она схватила его белую ,стройную руку и старалась отогреть е поцелуями. Знаешь ли, что ты уж две недели не был у меня? Но я не сержусь….Посмотри, как мил наш Анатоль: он сегодня целый день не плакал, ручонку сам протягивает….»

Она счастлива, не смотря на то, что им не суждено быть никогда вместе, она это понимает, но никого не винит в случившемся и помнит все дни встреч.

«И если в самом деле счастье закатилось для меня, воспоминание минут, в которые я полной чашей пила блаженство, выкупит все последующие страдания. Я и в мраке буду вспоминать солнце, светившее, гревшее меня, но и это недолго……….я умру без твоей любви….

«Я помню все: и как ты взошел, и как ты взглянул на меня…..я задыхалась, я думала, сердце разорвется у  меня; тут только я поняла, что такое жизнь, любовь! О, как много, много  я тебя люблю». Я благославляю судьбу свою, благославляю встречу с тобою. Что была бы я, если бы ты не дунул огнем в мою душу, если бы ты мне самой не открыл ее, если б ты не показал мне все прекрасное на этой земле?.. Я насладилась все земным…..не блаженство ли знать, что этот великий любит меня, простую девушку….

После известия о смерти девушки, князь изменился, очень переживал, страдания изменили его: «он стал несколько спокойнее, но не поправлялся; седые волосы показались на этой голове, через которую не прошло еще и тридцати зим. Щеки ввалились, одни глаза блистали каким-то диким огнем. Он почти совсем  не спал. Всю ночь дом был освещен, и он ходил из комнаты в комнату…».

Страдает не только князь, тяжело и мучительно жить его жене, она замечает, как изводит себя князь, и решается идти на могилу Елены:

« Ты права, Елена! Кому ж другому  могла бы ты отдать такую душу, как не его душе- обширной, глубокой океану? Ты потонула  в этом океане, но ты испытала счастие, и за минуту блаженства разве нельзя отдать дни свои?.. прости его, он мучится, страдает, он несчастен в моих объятиях. Его страдания принадлежат тебе…пошли же ему утешение….

     Поучительным является и рассказ «Мимоездом», который повествует о деятельности председателя уголовной палаты губернского города. Сразу становится понятно, насколько трудна его работа, от правильности приговора зависит судьба человека.

«Так отчего же вы не любите смягчающих обстоятельств?- ….эти облегчительные обстоятельства для меня нож вострый…..сердце кровью обливается. Оправдай этого, оправдай другого, а там третьего, на что же это похоже,….Что же начальство скажет- все оправдывает, словно дурак какой-нибудь, да и самому совестно. Я думал, думал, да перестал искать облегчающих причин. Наша служба мудреная…»

Главный герой повествования «Поврежденный» был явным образом «надломлен, повредился в уме, размышляя над жизнью рода человеческого. Он или молчал или говорил, удивляя окружающих «независимой отвагой      своего ума». «Он презастенчивый и отроду не подходил близко к женщине, как там уж их свел, только он ее любил, воображал, что чудо открыл, певицу, а она, сговорившись с любовником, обокрала его…»

«..Когда темные минуты ипохондрии подавляли его, он удалялся, запирался в комнате, редко выходил, был желто- бледен, дрожал как в ознобе, а иногда глаза его были заплаканы. Он много знал, но авторитеты на него не имели ни малейшего влияния…» С мнениями, суждениями о жизни, героя этого рассказа нельзя не согласиться: «Жить- значит есть окружающее; родившееся должно жить; оно умирает не потому, что родилось, а потому что не ту пищу нужно. Жизнь лучше не просит, как продолжаться…»

«Человек вовсе не так богато одарен природой, как воображает; болезненное развитие его нервов и мозга увлекает его в жизнь, ему не свойственную, высшую, в ней он гибнет, чахнет, мучится…»

   «…В слове нищий заключается все: средневековое отлучение и гражданская смерть, презрение толпы, отсутствие закона, судьи…всякой защиты, лишение всех прав..  даже права просить помощи у ближнего…такой искренней, разрушающей боли я давно не видал, человек этот явным образом подавался под тяжестью удара, разрушавшего его существование…..» Нищим оказался герой рассказа «Трагедия за стаканом грога», который повествует о своей судьбе. «..Сколько раз бессильный, чтоб наложить на себя руки, то есть покинуть детей на голодную смерть, он искал облегченья у единого утешителя бедных и страждущих…»

«В его взгляде было столько унижения, стыда, презрения к себе, столько помешательства, предшествующего самоубийству…»

«Все, что я заработал с малых лет, все погибло…,-говорит герой, - ходил я, ходил по улицам- день целый ходил,- думал, что же делать, со скалы да и в море- самому утопиться- да и детей утопить,-….слег я в больным- через неделю воротился к службе, разумеется, лица нет, а внутри словно рана не дает покоя. Вид печальный, средь обеда уронил блюдо, и вечером  мне предложили искать другое место…А в отместку ославили меня по всем отелям пьяницей и буяном…Серьги, брошки жены,- все пошло на крючок,….

кусок хлеба могу для детей заработать, и жена…-она теперь стирает на других…а прежде никогда…никогда…где нищим выбирать работу. Лишь бы милости не просить,- а только тяжело…слеза, дрожавшая на реснице, блеснула и капнула на его грудь….» сколько раз бессильный, чтоб наложить на себя руки, то есть покинуть детей на голодную смерть, он искал облегченья у единого утешителя бедных и страждущих……

Я согласна со словами Айхенвальда, что « Герцен — одновременно деятель и созерцатель, политик и поэт, он жил свою жизнь как поэму, он запоминал и записывал свою душу. Свой собственный спутник, вместе актер и зритель, лицедей своего лица, Герцен имел в себе так много энергии, что ее доставало как на самые события, так и на их литературное воспроизведение…»

Из произведений Герцена для себя я выбрала следующие «афоризмы»

«Наша жизнь- вовсе не наша, все делается помимо нас.»

«Человек растет, растет, складывается и прежде, нежели замечает, идет уже под гору..., жизнь не только сложилась, но и прошла».

Да, русская литература может дать ответы на те вопросы, которые рано или поздно приходят в голову всякому человеку. Надо только взять в руки книгу.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Алексей (15.01.2013)
Просмотров: 847 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz