Готовность к уроку
-прочитайте эпиграф(на доске………..)
-составьте формулу настоящего читателя
(читать внимательно,…..)
-какой из этих глаголов самый важный?
-Почему?
-прочитайте на доске слова: Валентина, Иван, Сергей,
Екатерина…
-что это перед нами?(имена)
-какие ассоциации у
вас возникают с именем? (семья,человек,у каждого свое имя,……).
-Для чего человеку имя? (вспомните информацию с урока
проекта)
В литературе 20 века многие писатели в названия своих
произведений выносят имена героев.
Богомолов «Иван»
Кондратьев «Сашка»,
Л.Чуковская «Софья Петровна»,
Алексин «Безумная Евдокия»
-один из писателей 20 века придает большое значение именам
и у него есть произведение «Людочка».
-Кто автор этого произведения? (В.Астафьев).
1.Человек, которому известны и близки все проблемы нашей
нелегкой жизни,проблемы нравственности.
2.Писатель- в его произв.отражена жизнь людей 20в.
3.Он пишет о том,что ему близко и что волнует его.
4.Лауреат Государственных премий
Какие ассоциации со словом нравственность
Светлая
любовь, непримиримость ко всякому злу и доброта, восхищение красотой Земли
-как вы думаете, о чем может быть произвед.?
к какому жанру относится?-рассказ
-а что такое рассказ?
(небольшой по объему, один случай из жизни) Дайте свое
определение.
Посмотрите по словарю
Наша задача –прочитать на уроке произведение и сделать
нравственные выводы- в обществе всегда существовали нравственные проблемы,
особенно в 20 веке, и писатели показывают решение этих
проблем….
Предисловие (читает учитель)
«Я никогда не видел
ее, ту девушку. И уже не увижу.
Я даже имени ее не знаю, но почему –то втемяшилось в
голову-звали ее Людочкой. «Что в имени тебе моем?Оно умрет,как шум
печальный..»И зачем я это помню? За 15 лет произошло столько событий, столько
родилось и умерло своей смертью людей, столько погибло от злодейских рук,
спилось, отравилось, сгорело, заблудилось,утонуло.
Зачем же история эта,тихо и отдельно ото всего, живет во
мне и жжет мое сердце?Может, все дело в ее удручающей обыденности,в ее
обезоруживающей простоте?...
Автор в своем
рассказе использует афоризмы, устойчивые обороты- золотко мое, голубка
сизокрылая, ласточка; русские пословицы, поговорки, эпитеты, метафоры, они
создают отдельную картину происходящего-гнуть
спину,втемяшилось в голову, работала как конь.
мы отмечаем писателя за великолепное знание жаргона ("рвём когти",
"кореши", "отвали", "пахан"). Помимо простых
олицетворений (таких, как "деревня задохнулась в дикоросте",
"испустившего резиновый дух крокодила Гену") используется множество
сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину
("пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце",
"серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака"). Поэтому
произведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым.
-чтение 1 части.
(что вы можете сказать о героях рассказа?
-Кто есть в семье?
-куда уезжает Людочка?
-чтение 2 части.
-какие черты характера отличали Людочку?
(тихая, по-деревенски скованная, по-крестьянски
сноровистая,послушная,трудолюбивая,терпеливая, старательная,скромная)
-о чем хочется спросить героиню?
-чтение 3 части.
-что бы сделали вы на месте Людочки?
-чтение 4 части
(читает обучающийся )
-как относилась Гавриловна к девушке?
-а Людочка к хозяйке?
-какую работу выполняла героиня?
(варила, мыла, скребла, красила, стирала, гладила,
белила)
-определите часть речи(глаголы)
-можем ли мы сказать ,что Людочка была самостоятельной в
жизни?
-а вы самостоятельны в жизни?
-была ли у героини мечта?
(выйти замуж, научиться работать)
-а что же произошло дальше?
-чтение 5 части самостоятельно (отпечатано на листах)
-задайте вопросы по содержанию отрывка- ответьте на них
(кто такой Стрекач? (дайте характеристику)
-почему стал таким?
-кульминационный момент истории-
чтение 6 части самостоятельно(на листах)
-дайте название каждому отрывку- на листках
-напишите на листах
слова, которые вызывают чувства наших героев
-как озаглавили?(проверяем)
-прочитаем по ролям (Гавриловна и Людочка)2м.
-чтение 7 части
-пожалела ли мать Людочку?
-почему мать не помогла дочери пережить беду?
(на роду бабьем записано-терпи.пусть сама со своей
ношей,со своей долей управляется, закаляется.
-чтение 8 части –возвращение
-чем могла завершиться повесть?
-запишите возможный вариант на листе
(уч-ся выступают в роли писателя)
-обсудите в группах лучший вариант и зачитайте
(оц.»5»за лучший вариант и близкий как написал Астафьев)
-зачитывают 2-3 варианта конца повести.
-Чем же заканчивается повесть?
-чтение 9 части.
-Был ли у Людочки выход?
Когда над Людочкой надругался бандит,она оказалась в
полнейшем одиночестве,попав в беду ,она не встретила понимания у других,это и
подвело к трагическому исходу.
Чтение 10части (отчим отомстил)
-обвините одного из героев
-защитите его
(мать, Людочка, друг ее, Стрекач, Гавриловна, отчим)
-обменяйтесь мнениями по очереди,используя их
аргументы,которые кажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы.
-выслушаем 2-3 варианта
-сформулируйте нравственные проблемы, поставленные в рассказе- падение нравственности-равнодушия к
месту ,где живешь,к людям, которые окружают, к собственной жизни, рост
преступности,
-какие уроки мы
должны извлечь из рассказа?
Согласны ли вы с высказываниями писателя?
«Имея душу,мы часто
бываем равнодушными»
«У всех есть сердце, но нередко нас называют
бессердечными»
-как вы их понимаете?
Заполнение таблицы
Цитаты из текста
|
Собственное размышление
|
|
|
Написать сочинение-рассуждение
«Кто более всего наказан в этой истории?»
|