«УЧИТЕЛЬ В СЕТЕВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ»
Ситчихина Е.М, преподаватель русского языка и литературы
ВГТПТ, г.Кирс.
Если хочешь получить то, чего у тебя никогда не было - делай
то, чего
никогда не делал!
Введение
Сегодня Интернет плотно вошел в нашу жизнь. Его используют для
общения, обучения, поиска информации, покупки товаров и многого другого.
Почти каждый из
нас имеет свою персональную страничку в социальных сетях. А у многих уже вошло
в привычку вечером зайти в Интернет посмотреть, что нового произошло у друзей.
Конечно же, педагоги используют Интернет не только для развлечения и общения.
Очень распространенной практикой использования «всемирной паутины» педагогами
остается получение различного рода информации с разных сайтов для
самообразования или для подготовки к занятиям и пр. Это могут быть сайты
образовательных учреждений; сайты методической поддержки и дистанционного
обучения; сайты сообществ учителей и т.д.
Материалы
и методы исследования
Любой
информационный образовательный сайт сегодня – это наиболее удобный инструмент
представления гуманитарного продукта. Сетевое образовательное пространство –
презентационная площадка современного педагога, аккумулирующая его опыт. Прежде
всего, это сообщество самостоятельных мнений. Сайты могут поддерживаться как
усилием и энергией одного человека («авторские педагогические блоги»), так и
могут являться сетевым сообществом.
Но есть еще одна возможность использовать просторы Интернет в
своих целях. Это возможность создать и вести свой собственный сайт .
Но для чего педагогу свой собственный сайт?
Сайт учителя – это, продукт, рассчитанный на определённую
аудиторию
1.Прежде всего, это наши ученики. Что интересует
учеников?
- получение информации на сайте учителя о расписании
консультаций, о домашнем задании, о специальной литературе, справочниках,
словарях, терминах, о возможности провести тестирование на сайте;
- дополнительные занятия, в том числе по Интернету (дистанционно).
-развитие интереса
учащихся («А наш учитель сайт имеет в Интернете!») в познавательный процесс («Я
тоже хочу!»), это позволит развивать
ИКТ-компетентности у учащихся, что требуют новые стандарты.
Назначение сайта –
помочь ученикам через странички сайта получить дополнительные материалы
при подготовке к зачетам,
контрольным работам, конкурсам. На сайте размещаются интересные дополнительные
материалы по предмету, ссылки на цифровые образовательные ресурсы, видеоматериалы,
презентации
(Пример со своего сайта ped-sitchikhina.ucoz.ru)
2.Руководители МО и
учителя предметники. Что их интересует?
- обмен мнением;
- просмотр методической, дидактической литературы;
- разработки с использованием ИКТ;
- выступления на семинарах;
- портфолио;
Ваша методическая
копилка постепенно приобретает электронный вид. В любой момент с помощью
компьютера вы сможете воспользоваться своими наработками, не начиная судорожно
искать.
Сайт
учителя-предметника наполнен разнообразной (видео, аудио, мультимедийной )
информацией по предмету. Как правило, структура сайта определяется или
предметными линиями курса предмета, или классно-урочной системой.
Информация, как правило, предназначена для учителей, при подготовке к урокам,
и не только для чтения, но и для скачивания.
3.Сайт может быть электронным вариантом
портфолио, своеобразной демонстрацией достижений педагога в работе. Сегодня
это уже не просто веяние моды, это необходимость для любого педагога вести свое
портфолио, почему бы не делать это в сети Интернет. Преимущества такого
портфолио в том, что познакомиться с ним может любой желающий.
4. Наличие персонального сайта и публикаций
своих работ в сети Интернет добавляет педагогу баллы при аттестации, что
тоже может стать дополнительным стимулом для создания собственного сайта.
5. Персональный сайт — это возможность
общения с коллегами, воспитанниками, их родителями и просто
заинтересованными в школьной жизни людьми. На сайте можно в неформальной форме
обсудить вопросы, волнующие участников образовательного процесса.
6.Сайт может быть визитной карточкой
педагога. Рассказать о педагоге, как о личности, о его увлечениях, о его
жизни вне стен школы. На своем сайте Вы, в свойственной Вам манере и системе,
свободно и спокойно, можете поделиться не только методическими разработками и
наработками, но и мыслями, радостями, находками. Тем, что для Вас важно и
значимо. А это есть у каждого учителя, сколь скромно он бы себя не оценивал. .
7.Случайные посетители.
- их интересует содержание
сайта.
8. Ну и, конечно же,
родители учеников.
Что интересует родителей?
- информация об успеваемости и поведении ребёнка по данному предмету;
- общение с учителем посредством функций сайта
Результаты
Анализируя возможность широкого
приобщения учителей к сетевым педагогическим сообществам, я столкнулась со
следующими трудностями:
1. Степень интернетизации педагогического сообщества в целом ниже по сравнению
с рядом других профессий ( объясняется спецификой работы: учитель вступает во
взаимодействие с учениками, родителями, коллегами по средствам живого общения ,
слово – является средством воздействия; возможности интернет – на втором
плане).
2. Особенности менталитета (негласное порицание нововведений, а также
расценивание выставление напоказ работы как проявление нескромности).
3. Подсознательный страх и проявление неуверенности в своей компетентности,
зависимость от чужого мнения
Современный педагогический сайт
отвечает многим целям и требованиям к профессиональной компетенции
преподавателя
В настоящее время существует
множество образовательных и профессиональных педагогических сайтов, порталов,
сетевых сообществ, образовательных журнал, учительских блогов и т.п. . ИКТ –
ресурсы открывают новые возможности, расширяют информационное пространство и в
значительной мере изменяют саму сферу обучения. Задача педагога в условиях
конкурентоспособности заключается в том, чтобы определить для себя актуальные и
уникальные возможности того или иного учительского сайта как образовательной
реалии.
Поэтому педагогический сайт как
образовательный и информационный инструмент может быть успешным и
востребованным нами в работе.
Уроки, проводимые с помощью сайта, позволяют мне среди прочих
умений формировать пользовательские навыки работы с Сетью Интернет, а также
развивать умение учащегося работать с различными файлами.
В работе с сайтом
ребенок вынужден находиться в постоянном поиске новой информации, держать в
памяти все отсылочные фрагменты (в том числе аудио- и видеоинформации), уметь
быстро и точно отбирать все необходимое в данный момент. Все эти навыки
учащимся очень пригодятся в практической жизни, а их овладение будет
способствовать развитию активной творческой личности.
Вывод
Использование
информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно повысить
интерес учащихся к учебным предметам, их активность, а, следовательно, и
улучшить качество знаний учеников.
Список литературы:
Интернет-ресурсы
|