Среда, 15.05.2024, 12:47
Сайт преподавателя литературы Ситчихиной Елены Михайловны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [17]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

обобщение опыта

 

                 Кировское Областное Государственное образовательное

        автономное учреждение Среднего профессионального образования

             Вятский государственный торгово-промышленный техникум

                                                      г.Кирс

 

 

 

 

 

 

Обобщение опыта

«Развитие личности студента через организацию самостоятельной работы на уроках русского языка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Подготовила

                                                                     Ситчихина Е.М,

                                                                     преподаватель русского языка и

                                                                     литературы высшей категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           2012

В образовательных учреждениях НПО и СПО второй год введены новые ФГОС.

Обществу требуется специалист новой формации, активный, творчески мыслящий, обладающий стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, умеющий владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, умеющий принимать самостоятельные решения, готовый к перегрузкам, стрессовым ситуациям и умеющий быстро из них выходить

В период обучения в училище, техникуме обучающийся проходит все основные стадии развития и становления личности. Именно в это время в нем формируется система ценностей, открыт информационному полю внешнего мира, готов к познанию культурного, исторического и социального опыта, учится общаться с людьми, познавать себя, определять свое место в жизни, социуме и мире.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от преподавателей современных образовательных учреждений применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех значимых сферах профессионального образования и  жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность будущих выпускников.

Образование становится для студента личностно значимым. Его невозможно «дать», оно должно приобретаться студентами в процессе их активной познавательной самостоятельной деятельности: учебной, профессиональной; в сферу деятельности  постоянно попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к их решению.

Особенностью современного обучения является организация образовательного процесса, в значительной степени ориентированного на учение, активное и самостоятельное овладение студентами теоретических и практических знаний.

Студенты должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные студенты вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение

На глубину и прочность знаний студентов по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала значительное влияние оказывает самостоятельная работа.

Самостоятельная работа- это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом студенты, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, применяя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных и физических способностей.

При этом под результатом понимается не усвоенная информация, а способность специалиста действовать в различных технических ситуациях, адекватно используя полученные профессиональные знания и умения.

В процессе рассмотрения данной проблемы выяснилось, что необходимы оптимальное сочетание аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, создание учебно-методического обеспечения самостоятельной работы, включающего разработку учебно-методических материалов, ориентирующих студентов в требованиях, объеме, времени выполнения заданий; учебных пособий; конспектов лекций, дидактического раздаточного материала к практическим работам, диагностических, тренировочных и контрольных заданий. Большое внимание уделено на осуществление систематического контроля результатов самостоятельной работы студентов. Безусловным гарантом эффективности самостоятельной работы является наличие серьезной устойчивой мотивации студентов.

Данный подход потребовал много затрат времени при подготовке, использование множества методической литературы, Интернет- ресурсы, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий.

 Результатом организации  самостоятельной работы  стало создание  рабочих тетрадей (в 2 частях) по русскому языку для студентов СПО.

Виды заданий в рабочих тетрадях   способствуют не только осознанному усвоению профессиональных знаний и умений, развитию профессионального мышления и интереса, но и развитию личности студента, так необходимых будущему выпускнику в практической деятельности.

       В разделе «Текст. Комплексный анализ текста» студентам для анализа предлагаются  тексты профессиональной направленности.

(См.Приложение. Рабочая тетрадь №1, стр.16-19)

      В разделе «Лексика» предлагаются задания со словами-профессионализмами по определенной профессии (См. Приложение. Рабочая тетрадь №1, стр. 30-32)

      В разделе «Орфография» предлагаются задания: вставить пропущенные буквы в слова - профессионализмы (См. Приложение. Рабочая тетрадь.1 Стр.61)

     В разделе «Фонетика. Орфоэпия» даются задания по постановке ударения словах профессиональной направленности (См.Рабочая тетрадь №1, стр.64)

     Задания  профессиональной практической направленности разработаны и в рабочей тетради №2 (в разделе «Морфология» студенты определяют части речи слов- профессионализмов и в разделе «Синтаксис и пунктуация» студенты работают с предложениями и текстами по своей профессии) В рабочих тетрадях (№1, №2) имеются задания повышенной трудности.

       На уроках русского языка в учреждениях СПО возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких как составление плана, тезисов, подготовка реферата, написание аннотации, рецензии, самостоятельный анализ художественного, публицистического, научно-учебного текста, целенаправленные выписки, творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и других жанрах, ведение дневника и использование в устных и письменных сообщениях дневниковых записей.

В ходе самостоятельных работ я обращаю внимание на

-дифференцированный подход к студентам с соблюдением посильности учебных заданий

Даны такие задания: ответьте на вопросы, допишите предложения, работа с текстами (№1,№2,№3) усложняется.

На уроках идет планомерное возрастание интеллектуальных и нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указанием по выполнению самостоятельной работы: в рабочих тетрадях даны такие задания: заполните таблицу, подчеркните лишнее, распределите слова. На уроках происходит постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом.

    Наблюдая за ходом работы группы в целом и отдельных учащихся, мне приходится вовремя переключать внимание с успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений свожу до минимума. Другим даю значительно больше таких упражнений в различных вариантах, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно применять его при выполнении упражнений. Перевод такой группы учащихся на выполнение более сложных заданий должен быть своевременным. Здесь вредна излишняя торопливость, как и чрезмерное «топтание на месте», не продвигающее учащихся вперед в познании нового.

Рабочие тетради №2 продолжают разделы русского языка, в них разработаны задания самостоятельных работ по разделам «Морфология», «Синтаксис и пунктуация», «Нормы современного русского языка»

Работы в рабочих тетрадях многоуровневые и студент должен иметь возможность выбрать уровень, на котором он выполняет работу, выбрать задания из нескольких предложенных вариантах,

Студент имеет право привлекать (использовать) дополнительные источники информации; например, при работе над заданием ученик может обратиться к справочнику, учителю, соседу, словарю (находятся в приложении рабочих тетрадей). При этом в момент оценивания выбранные формы «помощи» должны быть оценены: грамотное обращение к словарю может принести дополнительный балл, помощь соседа может, наоборот, снять баллы

 Если работа (или сходные работы) выполнялась несколько раз, желательно выставлять лучшую оценку.

При организации самостоятельной работы я отслеживаю то, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности студента. В рабочих тетрадях подобраны учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения. (задания из Интернета, из конкурсов)

     Раздел «Наука о русском языке», требует обобщения ранее приобретенных сведений о языке и речи, о русском языке, о выдающихся ученых-русистах и использования дополнительной литературы, обращения к литературе об ученых-русистах. Используемые при этом тексты служат дидактическим материалом для работы над научным стилем речи, совершенствования устной и письменной речи студентов, стабилизации их орфографической и пунктуационной грамотности. Студенты с интересом походят к самостоятельной подготовке презентаций об ученых-русистах и защите этих работ.

    С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами внеаудиторной работы по предмету у студентов вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате  для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися других групп, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на выполнение заданий практического и творческого характера.

   Таким образом, через организацию самостоятельной работы, вовлечение студентов в активную деятельность по планированию, реализации своей деятельности личность студента не только развивается, но и совершенствуется.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Алексей (16.10.2013)
Просмотров: 606 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz