Пояснительная записка
Вашему
вниманию представлен урок литературы «Тема нравственности в произведениях В.Ф.
Тендрякова «Расплата» и «Ночь после выпуска».
Данный урок проведён на 2 курсе техникума СПО. (11
класс).
Педагоги могут использовать как полный сценарий
урока, так и его часть, отдельные элементы, встраивая в собственный план урока.
Уроки
по современной литературе активно содействуют формированию роста читательской
культуры, формируют умение самостоятельно анализировать и оценивать различные стороны
жизни, умение делать нравственные выводы, принимать разумные идеи и мнения.
Перед
уроком ребята получили задания:
-Прочитать 1 произведение на выбор;
-подготовить презентацию по биографии и
творчеству писателя;
-написать отзыв о прочитанном произведении.
Учитель на уроке:
-сообщает новый материал,
-направляет мысли учеников
-побуждает к деятельности.
Ученики на уроке:
-сообщают информацию в презентации по творчеству писателя;
-отвечают на вопросы;
-воспринимают и оценивают информацию в
презентации
-дают устные высказывания;
-обсуждают мнения других;
-делают выводы
-составляют опорный конспект,
-работают творчески: сочиняют стихи,
синквейн, пишут отзывы о прочитанном произведении, подбирают и формулируют
пожелания друзьям;
-дарят на выбор пожелания
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная,
индивидуальная
Методы: наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый.
Подготовила: Ситчихина Е.М, преподаватель русского
языка и литературы.
План - конспект урока
по теме: Тема нравственности в современной литературе. В.Тендряков «Расплата» и
«Ночь после выпуска»
Тема урока: Тема нравственности в современной литературе.
В.Тендряков
«Расплата» и «Ночь после
выпуска»
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные цели:
1.Осмыслить идейное содержание произведений.
2.Продолжить формирование навыков вдумчивого чтения.
3.Продолжить развитие умения анализировать художественный
текст,
выделять
проблемы, аргументировать своё высказывание.
Развивающие цели:
1.Развивать речь, мышление, умение дискуссировать с
обоснованием
своего мнения.
2.Совершенствовать умение анализировать, доказывать,
формулировать
выводы.
Воспитательные цели:
1.Воспитывать чувство ответственности за свои поступки
и умение их
оценивать
честно и объективно.
2.Подтолкнуть ребят повнимательнее посмотреть вокруг
себя, нет ли
рядом человека, который нуждается в их понимании, в их
участии, в их
сочувствии.
Задачи
урока:
1.Актуализация темы нравственности в творчестве писателя.
Проблемы поиска выбора жизни,
кто виноват в трагедиях, в
жизненных ситуациях – главные темы в произведениях писателя
Материал к уроку:
Портрет
В.Ф.Тендрякова, выставка его произведений и книг о нём,
презентация по творчеству
писателя; рабочие листы для работы в
группе, цветные
сердечки для пожеланий.
Этапы урока:
1.Орг момент.
2.Актуализация знаний (нравственный и социальный вызов
урока-оформлены на листах и на слайде1)
3.Первичное усвоение нового материала
-знакомство с биографией и творчеством В.Тендрякова
(просмотр презентации)
-
4.Осознание и осмысление учебной информации
(работа по группам на рабочих листах, обсуждение прочитанного
произведения, заполнение ответов, выводов на листе )
На уроке происходит объединение по группам: кто читал «Расплата»-1
группа», кто читал «Ночь после выпуска»- 2 группа
5.Первичное закрепление
-запись в тетрадь
выводов по произведениям (по группам)
6.Применение знаний
Формулировка предложений-пожеланий из «мудрых мыслей»
7.Рефлексия.
8.Д.з.читать
произведения В.Тендрякова
Ход урока: 1.Орг.момент
2.Актуализация знаний: (слайд 2)
Нравственный вызов урока
Ответьте
на 1 вопрос
|
Социальный вызов урока
Прочитайте
«мудрые мысли… для всех»
Какая
мысль заставила вас задуматься?
|
-почему
рушатся семьи?
-как
дети пытаются решить проблемы взрослых?
-всегда
ли есть рядом тот, кто протянет руку помощи?
-какие
отношения должны быть между взрослыми?
-как
вы относитесь к тому, что вас считают
взрослыми людьми?
-чем
вы можете доказать свою взрослость?
-какие
изменения вы замечаете в своем поведении,а также в отношении к окружающим вас
людям?
-запомнилась
ли вам та черта, перешагнув которую, вы почувствовали себя взрослыми?
|
Мудрые
мысли:
А) До сих пор человечество не открыло ещё такой
науки, которая помогла бы понять жене – мужа, соседу – соседа, коллективу –
личность, наконец, стране – другую страну, нации – нацию. «Чужая душа –
потёмки». Эту горькую истину из глубины веков принесло к нам время. И
всё-таки литература освещает потёмки человеческой души, открывает сокровенное
мне – Ваше – Вам – моё. В.Тендряков.
Б) Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.
В.Ключевский.
В) Без хороших отцов нет хорошего воспитания,
несмотря на все школы, институты и пансионы. Н.Карамзин.
Г) Один отец значит больше, чем сто учителей.
Дж.Герберт.
Д) Вина и заслуга детей в огромной степени ложится
на головы и совесть их родителей. Ф.Дзержинский.
Е)
«… Человек проверяется тем, как родился, как женился, как умер…»В.Шукшин
|
Слово учителя: Вам 16-18лет. Возраст, когда уходит
беззаботное детство, а мечтания и грезы сменяются реальностями жизни. Возраст
первой любви. Возраст, когда вы довольно часть задумываетесь о смысле, о
предназначении, о своем месте в жизни, о нравственности. Ведь безнравственное
поведение приводит к смятению души, к разрушению личности.
Мир, в котором живёт человек, разнообразен и
переменчив. Мир добра и зла, мир жестокости и милосердия. И в этом огромном
мире человек – маленькая песчинка. Маленькая песчинка, но великая тайна. А
проникнуть в эту тайну нам помогает литература,
Извечные проблемы долга, нравственности, совести всегда волновали и волнуют
русских писателей разных времен. Эти же проблемы являются главными и в
творчестве русского писателя, нашего современника В.Ф. Тендрякова.
Пусть этот урок
станет поводом для глубоких размышлений о жизни, о нашем обществе, своем месте
в нем, о будущем.
-
Что же нам известно о В.Ф.Тендрякове?
3.Первичное усвоение материала (знакомство с биографией и творчеством писателя)
Просмотр презентации (слайд
3-16)
-Какие произведения писателя вам знакомы?
Отвечают….
(каждый обучающийся читал 1 произведение на выбор: «Расплата» или
«Ночь после выпуска»
4.Осознание и осмысление учебной
информации
(работа по группам на
рабочих листах, обсуждение прочитанного произведения, выслушивание мнений, заполнение
ответов, выводов на листе)
На уроке происходит объединение по группам: кто читал «Расплата»-1
группа»,
кто читал «Ночь после выпуска»- 2 группа
Рабочий лист
1 группа
|
2 группа
|
1.Кто виноват в семейной
трагедии Корякиных?
_______________________________
_______________________________
2.Каким был отец?
_______________________________
_______________________________
_______________________________
3.Могла ли мать предотвратить эту трагедию?
__________________________________
__________________________________
__________________________________
|
1.Что явилось
причиной конфликта между выпускниками в ночь после
выпуска________________________
_______________________________
_______________________________
2. Согласны ли
вы с ребятами, что надо говорить друг другу все «без жалости и стеснения»?
_______________________________
3.К какому
прозрению приходят ребята, когда узнают, что Яшка топор собирается убить
Генку?
_______________________________
_______________________________
|
4.Какие
проблемы ставит писатель в этой книге?
__________________________________
|
4.Какую проблему
поднимает писатель в этой части книги, рассказывая о конфликте друзей?
(терпимость по отношению друг к другу).
______________________________
|
5.Какие уроки
вы извлекли из прочитанного произведения?
_________________________________
|
5.Какие уроки можно
извлечь из этой книги?
_______________________________
|
Почему
повесть называется «Расплата»? Кому? За что?
- Нравственное воспитание человека, чьё это дело?
- Можно ли было предотвратить эту трагедию?
Нет несчастья на земле, кроме
стихийного, которое нельзя было бы отвратить большим ли, малым ли усилием
человека.
И расплата, по Тендрякову, за
трагедию маленького отцеубийцы ожидает всех, кто этого усилия не сделал, хотя
мог и обязан был сделать его.
Вывод: Жизнь всегда будет ставить перед
вами свои задачи. Решать их с позиций уважения к людям- значит нравственно
расти, взрослеть.
5.Первичное закрепление.
Вы обсудили прочитанные
произведения, сделали выводы.
Согласны ли вы с
выводами на слайдах? (проблемы)
(Слайд 17-18)
-запишите в
тетрадь (по группам)
6.Применение знаний
-Сформулируйте по
1 предложению-пожеланию из «мудрых мыслей» (вернемся к этапу урока
-актуализация знаний)
-зачитайте ваши
предложения (зачитывают)
Научись понимать другого
Будь хорошим отцом всю жизнь
Отец может воспитать хороших детей
будь только честным и никак по-другому;
зла никому не делай;
сильного не бойся, слабому помогай;
сменять наш мир на другой нельзя, а вот
попробовать как-то исправить его…
не смей мириться с плохим, будь хорошим
без никаких уступочек;
не решай проблемы родителей
уважай мнение взрослых
-подарите одному
обучающемуся из группы свои пожелания (на уроке)
(подходят друг к
другу и дарят пожелания)
7.Рефлексия:
-Напишите 10 слов
нравственности с этого урока
Добро сострадание
Вежливость жалость
Уважение
понимание
Справедливость сочувствие
Любовь
терпимость и
другие
-Синквейн
«Расплата»
|
«Ночь после выпуска»
|
|
|
ученики
|
выпускники
|
Дружные,
спорящие
|
Идущие в новую
жизнь
|
Рассказали о
других, узнали о себе, решили отомстить
|
расслабляются,
раскрепощаются, озлобляются
|
Но юность дана,
чтобы любить, смеяться, мечтать
|
понимают,
|
Вопросы писателю
-Что для вас было
главным в жизни, когда вы стали писателем?
-Были ли в вашей
жизни люди, которые приносили близким страдания?
Отзывы о произведениях:
«Расплата»
«Конечно, убийство отца нельзя простить Коле, но я
думаю, что пьяница - отец получил по заслугам. К сожалению, дети пьющих
родителей страдают, ведь такие родители калечат не только свою, но и их
жизнь...»
«Детям из
неблагополучных, пьющих семей нужно больше внимания, заботы...»
«Читая повесть, я
задумалась о том, зачем на земле живут такие люди, как Рафаил, отец Коли, ведь
они приносят окружающим одни страдания».
«Читая
повесть, я задумалась о том, как необходима бывает отчаявшемуся человеку
поддержка людей, совет, который поможет разобраться во всём, пересмотреть своё
отношение к врагу, если таковой имеется...»
«Ночь после выпуска»
«Эта книга о
подростках, о воспитании их чувств, о проверке на человеческую верность,
подлинность, дружбы. Эти герои совсем юные, только что окончившие школу. Книга
заставляет задуматься. Читается легко, интересно..»
|