Научно-методическая
статья
«Научиться
читать современную литературу - научиться жить в современном мире».
Вводная
часть
Талантливым
читателем человек не рождается. Читательский талант, культура чтения
воспитываются. Основа этого- в общекультурном росте, в гармонии развития
интеллекта и сердца. Процесс развития читательской культуры бесконечен. Формирование читателя грамотного,
чуткого, сердечного- трудное, но увлекательное дело. Именно современная
литература и искусство, посвященные и адресованные подросткам, имеют ярко
выраженное направление.
Каждый
возраст удивителен по-своему, неповторим, сложен и прекрасен. Чрезвычайно
важно, чтобы в отрочестве, на пороге юности, только входя в самостоятельную
жизнь, человек научился счастью созидания.
Перед
подростками особенно остра проблема выбора: нравственного, профессионального,
проблема нахождения своего места, определения своего «я». Ученик- личность не
только растущая, но и ищущая свой путь познания истины.
Целью статьи является раскрытие смысла
труда читателя, воздействие современной литературы на подростков, как
фактор изменения личных качеств, как научиться жить в современном мире.
Основная
часть.
Становление
человеческой личности начинается с элементарных норм человечности, с чувства правды,
добра, уважения к личности.
Как
научиться жить в современном мире? Каким быть?
Вопрос
вопросов, который не миновал еще никого. Ответ на него не прост. Не случайно
герои книг, появившихся в последнее
время, каждый по-своему, собственным путем ищут ответ на тот вопрос. На это их
толкает сама жизнь, властно заставляющая каждого четко определить свое место в
ней, занять ясную жизненную позицию.
Искусство
дает нам возможность приобщаться к духовной культуре человечества. Но общение с
искусством требует и труда, работы над собой, сознательной и целеустремленной.
Без труда читателя глубины литературного произведения остаются тайной, о
существовании которой он и не подозревает. Труд читателя измеряется не только
количеством прочитанных книг, а способность вдумываться, вглядываться в текст,
ставить перед собой вопросы, недоумевать и волноваться, находить и радоваться.
Труд
читателя приводит к свободе общения с писателем, способность к пересмотру,
изменению себя- тоже труд читателя, часто тяжелый, но в итоге всегда радостный.
.
Чтение
произведений современной литературы – это индивидуальное общение читателя и
писателя, это творчество читателя, идущего вслед за писателем. Научиться читать
современную литературу значит научиться жить в этом мире.
Проблема
как читать произведения современной литературы, только кажется простой.
Цель
современной литературы- показать человеку смысл и значение его каждодневного
воздействия на жизнь, активно спорить с заблуждением, будто человек бессилен
изменить что-либо, не давать ему замкнуться в узком мирке личных забот и
переживаний.
Современный
подросток охотнее берет книгу о ровесниках-современниках, потому что склонен к
самоанализу по прямой аналогии и преимущественно через книги о современниках.
Поэтому
бесценен герой- современник, близкий по возрасту, по времени, ситуации.
Современная
литература- это судьба людей, это сложность человеческих взаимоотношений, это
действительность с ее противоречиями, это тонкость и глубина психологии персонажей.
Совершенно
справедливо говорит учитель – герой повести «Расплата» В.Тендрякова, что
назначение литературы именно в том, чтобы учить жизни, учить разбираться в
запутанной жизни, чтобы не повторять ошибок, допущенных другими.
Пути
получения результатов
Изучение
художественных произведений современной литературы происходит не только в
качестве прочтения дома, но и совершенствуется в условиях общения класса и
учителя и вбирает в себя читательский и жизненный опыт всех обучающихся. Мнение
учащихся в группе и суждение преподавателя серьезно влияют на отношение ученика
к художественному произведению.
Вместе
с тем учащиеся переполнены впечатлениями от прочитанного и стремятся выразить
чувства и мысли, возникшие при чтении заинтересовавшей их книги.
Результаты
осмысления прочитанного, пережитого после знакомства с произведениями
оправдывают изучение произведений.
Так
обучающиеся высказывают свои мнения:
«Я не
читала раньше Л.Улицкую, В.Тендрякова, Астафьева, поэтому спокойно и даже
равнодушно взяла книгу, предложенную преподавателем. Оказалось- это самая
захватывающая, острая, психологически интересная повесть «Расплата».Она и по
форме- необычная. Здесь как бы следствие, разбирательство дела проводится на
глазах читателя и в переживании каждого из героев. Очень интересно. Главное- узнаешь
о людях так много, что начинаешь судить о них иначе- не по внешней форме, не по
одежке не по умению говорить, не по внешней широте взглядов, а по поступкам, по
ситуации и действиям личности в данной ситуации.
«…Герои
произведений Тендрякова близки мне по возрасту. Я понимаю и оцениваю их
поступки, каждый герой индивидуален, их можно не только осудить, но и
защитить…»
Заключительная
часть
Все
произведения современной литературы стимулируют нравственный рост читателя, формируют умение самостоятельно
анализировать и оценивать различные стороны жизни, умение делать нравственные
выводы, принимать разумные идеи и мнения.
Современная
книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в
самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения, ступенькой
к нравственному возрождению.
Привить
любовь к книге, научить думать, воспитать неутолимую потребность в чтении, культуру
чтения- вот наша задача.
И если
мы хотим видеть подростка подготовленным к жизни, нужно сделать из него
грамотного, вдумчивого читателя.
Рекомендации
Одним
из плодотворных путей воспитания культурного человека считаем работу по
формированию творческого читателя, владеющего умениями и навыками грамотного
восприятия, анализа, оценки прочитанного, использования в интеллектуальной,
духовной деятельности освоенных нравственных знаний, идеалов, раскрываемых в
произведениях современной литературы. Необходимо продолжать рассматривать на
уроках литературы произведения современных писателей и давать подросткам
возможность оставаться с прочитанным наедине, для переживания прочитанного.
Перспективы
Получив
среднее образование, студенты должны самостоятельно разбираться в любой
прочитанной ими книге, оценивать произведение, а главное- передать опыт чтения
своим детям.
Именно
уроки литературы- это уроки постижения жизни во всей ее полноте и многообразии.
Только тогда сможет человек научиться жить в
современном мире, когда научится читать произведения своего времени.
Список
литературы
1.Михалков,
С.В. Воспитание творческого читателя.-М.Просвещение.1982г
2.Марацман,
В.Г. Труд читателя.-М.Просвещение.1986.
3.Кузьмичев,
И.К. Литература и нравственного воспитание личности.-М.Просвещение.1980
/n.m.statja.rtf
|