Среда, 15.05.2024, 20:39
Сайт преподавателя литературы Ситчихиной Елены Михайловны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [17]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

научно-методическая статья"«Научиться читать современную литературу - научиться жить в современном мире».

Научно-методическая статья

«Научиться читать современную литературу - научиться жить в современном мире».

Вводная часть

Талантливым читателем человек не рождается. Читательский талант, культура чтения воспитываются. Основа этого- в общекультурном росте, в гармонии развития интеллекта и сердца. Процесс развития читательской культуры  бесконечен. Формирование читателя грамотного, чуткого, сердечного- трудное, но увлекательное дело. Именно современная литература и искусство, посвященные и адресованные подросткам, имеют ярко выраженное направление.

Каждый возраст удивителен по-своему, неповторим, сложен и прекрасен. Чрезвычайно важно, чтобы в отрочестве, на пороге юности, только входя в самостоятельную жизнь, человек научился счастью созидания.

Перед подростками особенно остра проблема выбора: нравственного, профессионального, проблема нахождения своего места, определения своего «я». Ученик- личность не только растущая, но и ищущая свой путь познания истины.

Целью статьи является раскрытие смысла труда читателя, воздействие современной литературы на подростков, как фактор изменения личных качеств, как научиться жить в современном мире.                                

Основная часть.

Становление человеческой личности начинается с элементарных норм человечности, с чувства правды, добра, уважения к личности.

Как научиться жить в современном мире? Каким быть?

Вопрос вопросов, который не миновал еще никого. Ответ на него не прост. Не случайно герои  книг, появившихся в последнее время, каждый по-своему, собственным путем ищут ответ на тот вопрос. На это их толкает сама жизнь, властно заставляющая каждого четко определить свое место в ней, занять ясную жизненную позицию.

Искусство дает нам возможность приобщаться к духовной культуре человечества. Но общение с искусством требует и труда, работы над собой, сознательной и целеустремленной. Без труда читателя глубины литературного произведения остаются тайной, о существовании которой он и не подозревает. Труд читателя измеряется не только количеством прочитанных книг, а способность вдумываться, вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, недоумевать и волноваться, находить и радоваться.

Труд читателя приводит к свободе общения с писателем, способность к пересмотру, изменению себя- тоже труд читателя, часто тяжелый, но в итоге всегда радостный. .

Чтение произведений современной литературы – это индивидуальное общение читателя и писателя, это творчество читателя, идущего вслед за писателем. Научиться читать современную литературу значит научиться жить в этом мире.

Проблема как читать произведения современной литературы, только кажется простой.

Цель современной литературы- показать человеку смысл и значение его каждодневного воздействия на жизнь, активно спорить с заблуждением, будто человек бессилен изменить что-либо, не давать ему замкнуться в узком мирке личных забот и переживаний.

Современный подросток охотнее берет книгу о ровесниках-современниках, потому что склонен к самоанализу по прямой аналогии и преимущественно через книги о современниках.

Поэтому бесценен герой- современник, близкий по возрасту, по времени, ситуации.

Современная литература- это судьба людей, это сложность человеческих взаимоотношений, это действительность с ее противоречиями, это тонкость и глубина  психологии персонажей.

Совершенно справедливо говорит учитель – герой повести «Расплата» В.Тендрякова, что назначение литературы именно в том, чтобы учить жизни, учить разбираться в запутанной жизни, чтобы не повторять ошибок, допущенных другими.

Пути получения результатов

Изучение художественных произведений современной литературы происходит не только в качестве прочтения дома, но и совершенствуется в условиях общения класса и учителя и вбирает в себя читательский и жизненный опыт всех обучающихся. Мнение учащихся в группе и суждение преподавателя серьезно влияют на отношение ученика к художественному произведению.

Вместе с тем учащиеся переполнены впечатлениями от прочитанного и стремятся выразить чувства и мысли, возникшие при чтении заинтересовавшей их книги.

Результаты осмысления прочитанного, пережитого после знакомства с произведениями оправдывают изучение произведений.

Так обучающиеся высказывают свои мнения:

«Я не читала раньше Л.Улицкую, В.Тендрякова, Астафьева, поэтому спокойно и даже равнодушно взяла книгу, предложенную преподавателем. Оказалось- это самая захватывающая, острая, психологически интересная повесть «Расплата».Она и по форме- необычная. Здесь как бы следствие, разбирательство дела проводится на глазах читателя и в переживании каждого из героев. Очень интересно. Главное- узнаешь о людях так много, что начинаешь судить о них иначе- не по внешней форме, не по одежке не по умению говорить, не по внешней широте взглядов, а по поступкам, по ситуации и действиям личности в данной ситуации.

«…Герои произведений Тендрякова близки мне по возрасту. Я понимаю и оцениваю их поступки, каждый герой индивидуален, их можно не только осудить, но и защитить…»

Заключительная часть

Все произведения современной литературы стимулируют нравственный рост читателя, формируют умение самостоятельно анализировать и оценивать различные стороны жизни, умение делать нравственные выводы, принимать разумные идеи и мнения.

Современная книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения, ступенькой к нравственному возрождению.

Привить любовь к книге, научить думать, воспитать неутолимую потребность в чтении, культуру чтения- вот наша задача.

И если мы хотим видеть подростка подготовленным к жизни, нужно сделать из него грамотного, вдумчивого читателя.

Рекомендации

Одним из плодотворных путей воспитания культурного человека считаем работу по формированию творческого читателя, владеющего умениями и навыками грамотного восприятия, анализа, оценки прочитанного, использования в интеллектуальной, духовной деятельности освоенных нравственных знаний, идеалов, раскрываемых в произведениях современной литературы. Необходимо продолжать рассматривать на уроках литературы произведения современных писателей и давать подросткам возможность оставаться с прочитанным наедине, для переживания прочитанного.

Перспективы

Получив среднее образование, студенты должны самостоятельно разбираться в любой прочитанной ими книге, оценивать произведение, а главное- передать опыт чтения своим детям.

Именно уроки литературы- это уроки постижения жизни во всей ее полноте и многообразии.

 Только тогда сможет человек научиться жить в современном мире, когда научится читать произведения своего времени.

 

Список литературы

1.Михалков, С.В. Воспитание творческого читателя.-М.Просвещение.1982г

2.Марацман, В.Г. Труд читателя.-М.Просвещение.1986.

3.Кузьмичев, И.К. Литература и нравственного воспитание личности.-М.Просвещение.1980

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 /n.m.statja.rtf

Категория: Мои статьи | Добавил: Алексей (17.03.2014)
Просмотров: 751 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz